d-a-ck9 (d_a_ck9) wrote,
d-a-ck9
d_a_ck9

Category:

Миниконспект любителя-макрушника




Этот пост - попытка систематизировать набиваемые мной шишки на поприще макрофотографии. Для этого собрал свои разрозненные наброски в один конспект. Возможно, информация окажется кому-нибудь полезной. По возможности буду редактировать и поддерживать этот конспект в актуальном состоянии.

Камрады, которые очень круто снимают макро и которых рекомендуется френдить: vmenshov, alex_1910, photophren.

Часть 1. Теория
1. Что такое макрофотография
2. Чем фотографировать
3. Стекинг
4. Освещение

Часть 2. Практика
1. Мое "шишконабивание"
2. Примеры фотографий

1. Немного теории


Макрофотография – получение крупноплановых изображений малых объектов. Основным критерием принято считать масштаб съемки. Он вычисляется как отношение размера объекта на матрице или пленке к истинному физическому размеру. Если размер изображения превышает оригинал в 2 раза, имеем масштаб 2:1. Если же меньше в 2 раза – масштаб 1:2. А при равенстве – 1:1.
Основное деление по масштабу:
макрофотография – от 1:5 до 5:1;
микрофотография – от 12:1 и крупнее.

2. Чем фотографировать макро?


Начну перечисление способов с простейших и бюджетных. Рекомендация по выбору тушки фотокамеры: предпочтительно с матрицей кроп-формата (т.к., ГРИП и размер изображения при прочих равных будет больше по сравнению с полным кадром), возможностью дистанционного управления по кабелю и функцией предподъема зеркала (если выбирать из зеркалок).

2.1. Способ наибюджетный. Нужно взять объектив и просто его развернуть. Для получения наибольшего масштаба можно использовать стандартный китовый объектив (например, 18-55мм). Для этого понадобится купить реверсивное кольцо под диаметр светофильтра своего объектива. Представляет собой переходник, с одной стороны которого накручивается объектив, другой стороной крепящийся в байонет камеры.

1. Реверсивное и оборотное кольца:


Естественно, никакая автоматика не работает. Все параметры необходимо выставлять вручную. Но зато, во-первых, очень бюджетное решение. А во-вторых, если стандартный макрообъектив может давать картинку в масштабе 1:1, то получившийся _Франкенштейн_ легко снимает в масштабе до 4:1, если не больше (зависит от подопытного объектива). На мой взгляд, это небольшие неудобства за возможность фотографировать с таким масштабом.

Плюсы:
- Дешевизна (нужно купить только оборачиваемое кольцо).

Минусы:
- Диафрагма не контролируется штатным способом;
- Качество зависит от конкретного экземпляра и может быть отвратительным.

2.2. Стыковка двух объективов фронтальными сторонами к друг другу. Для этого нужно:
- Фикс с как можно более коротким фокусным расстоянием и хорошей светосилой (т.к. на нем диафрагму нужно полностью открывать);
- Объектив с как можно большим фокусным расстоянием (фикс или зум);
- Двустороннее оборотное макрокольцо для соединения этих объективов.

Плюсы:
- Получаем огромное увеличение из подручных объективов;
- Дешевизна (при наличии объективов, нужно купить только оборачиваемое кольцо);
- Автофокус и диафрагма работают (хотя автофокус при таких увеличениях бесполезен).

Минусы:
- Фотографировать на при масштабе, большем 2:1 только со штатива, плюс к этому, лучше будет использовать пульт;
- Задняя линза переднего объектива может быстро испачкаться, так что либо фотографировать дома, либо колхозить защитный фильтр собственными силами.

2.3. Удлинительные кольца. Стыковать можно с любым объективом. Позволяют фокусироваться с более близкого расстояния любому объективу.

2. Набор удлинительных колец:


Плюсы:
- Позволяет любому объективу приблизиться к макрообъективу по масштабу.

Минусы:
- Световой поток уменьшается, особенно если чернение внутренней поверхности некачественное.

2.3.1. Макромеха. Смысл тот же, что и у удлинительных колец: позволяют фокусироваться с более близкого расстояния любому объективу. Позволяют регулировать фокусное растояние путем удаления\приближения объектива к плоскости проецирования изображения (фотопленке, матрице).

2.4. Линзы для макросъемки. Бывают разных конструкций (от простой линзы до миниобъективов). Разнятся ценой и, соответственно, качеством.

Плюсы:
- Увеличивает и приближает;
- Удобное крепление (про Raynox).

Минусы:
- Цена.

2.5. Специализированный макрообъектив. Их много и на разный кошелек. Чем больше фокусное расстояние, тем с более дальней дистанции позволяют фокусироваться, тем меньше шансов спугнуть "дичь". Но и цена возрастает соответственно фокусному расстоянию. Хочу отметить только один макрообъектив - Canon MP-E 65mm f/2.8 1-5x Macro Photo, позволяющий снимать с переменным увеличением от 1:1 до 5:1:

3. Canon MP-E 65mm f/2.8 1-5x Macro Photo по сути представляет собой обычный перевернутый объектив:


Если бы я был Кенонистом, то мне не пришлось бы городить весь этот огород со стыковками объективов и т.д. Тут я завидую им белой завистью, т.к. у Никона аналога нет.

2.6. Использование непрофильных объективов. Например, от микроскопов и т.д.

В принципе, это все основные приспособления для получения макрофотографий.

3. Стекинг


Преодолев трудности, сопровождавшие поиски нужного масштаба увеличения, сразу же сталкиваешься с другой проблемой, вытекающей из высокой степени увеличения: ГРИП при таких увеличениях ничтожно мала и составляет доли миллиметра даже при наглухо закрытой диафрагме.

4. Головка чтения-записи жесткого диска. ГРИП на этом снимке составляет ~0,07мм:


Соответственно, ничего путного снять не получится. Чтобы получить изображение с достаточной глубиной резкости, нужно использовать технологию стекинга - съемку нескольких кадров на разных расстояниях фокусировки с дальнейшим их объединением. Т.е., снимем несколько кадров одного объекта, сфокусировавшись последовательно на нескольких точках, начиная с ближайшей и заканчивая самой дальней. Объединив их, на результирующем кадре получим в фокусе гораздо больше, чем можно было сделать за один снимок.

3.1. Как получить снимки для стекинга? Я пробовал три способа:
- Ручной. Он же самый бюджетный: вручную после каждого кадра поворачивать на маленькое расстояние кольцо фокусировки объектива.
- Софтовый. Подключить фотокамеру к компьютеру, установив на нем специализированную программу, которая будет за вас последовательно фокусироваться. Или использовать комбайн, который может делать все: последовательно фокусироваться, делать снимок, сшивать и т.д. Пример такого комплекса Helicon Focus Pro. Либо, можно использовать родную программу фотокамеры для перемещения автофокуса и съемки, они такое позволяют. Для Nikon это Camera Control Pro.
- Механический. Использовать макрорельсы. Их великое множество и на самый разный кошелек. Подразделяются на ручные и моторизованные.

5. Ручной режим фокусировки:


3.2. В какой программе объединять снимки в стек?
- Photoshop. Использую эту программу, если для стека есть не более 10 изображений. Когда больше - очень долгий процесс сшивки и множество ошибок. При этом, редактирование проводить трудно.
- Использование специализированной программы для стекинга. Например, Zerene stacker.

4. Освещение


При большом увеличении и прикрытой диафрагме естественного освещения недостаточно. Я пробовал два способа получения достаточной экспозиции:
- Использование источника постоянного освещения (на светодиодах, лампах накаливания и т.д.). При этом выдержка может быть достаточно большой и достигать секунды. Здесь-то и пригодится предподъем зеркала и дистанционный спуск, т.к. даже малейшие вибрации приводят к смазам изображения.
- Использование одной или нескольких вспышек. Вариант получше, т.к. дает возможность выставить короткую выдержку. Но тоже имеет свои подводные камни: очень резкий свет, который необходимо выстраивать и смягчать.

4.1. Отдельно отмечу кольцевую вспышку. Иногда ее использую в качестве вспомогательной на минимальной мощности:


При фотографировании стандартных (не фасеточных) глаз кольцевая вспышка дает интересный эффект:


Часть 2. Практика


1. Мое "шишконабивание"



Я сижу на системе Никон, поэтому все перечисленные объективы и специализированные аксессуары относятся именно к ней. Используя их, экспериментировал, занимаясь поиском между степенью увеличения и качеством получаемого снимка.

1.1. Перевернутый с помощью реверсивного кольца китовый объектив 18-55мм. Нужно застопорить рычажок диафрагмы. Я это сделал кусочком зубочистки, поставив рычажок примерно в среднем положении. Если этого не сделать, то диафрагма будет прикрыта до своего минимального значения:

6. Застопоренный рычажок диафрагмы:


На этом всё. Получившуюся конструкцию можно цеплять к тушке. Выглядит таким образом:

7. Тушка с перевернутым объективом:


8. Пример фотографии (без обработки, только 100% кроп и в уголке исходный снимок):


1.2. Перевернутые объективы. Я использовал 50мм 1,4 фикс и 70-210мм:

9. Nikkor 50мм 1,4:


10. Nikkor 70-210мм 4-5,6:


Изначально пробовал экспериментировать с китовым 18-55. Эта пара мне не очень понравилась, т.к. на полном формате изображение занимает только центральную часть кадра, а кропа у меня сейчас нет. Поэтому 18-55 был заменен на 105mm 2.8 VR micro. Кратность увеличения при этом составила 105/50 (т.е., 2:1). Это не очень впечатлило, поэтому 105mm 2.8 VR micro был заменен на телевик Никкор 70-210 мм. Соответственно, получился макро-зум. Масштаб увеличения получился: от 70/50 до 210/50. Т.е., от 1,4:1 до 4,2:1.

11. Состыкованные передними линзами Nikkor 50мм 1,4 и Nikkor 70-210мм 4-5,6:


12. Тюль, снятый штатным объективом:


13. Он же с минимальным увеличением (70мм):


14. Он же с максимальным увеличением (210мм):


1.3. Удлинительные кольца. Использую набор Kenko 36, 20, 12мм (Рис. 3). Если вы Никонист, покупайте простейшие. Поддержка отверточного привода не нужна, только деньги переплачивать. Добавил их к двум перевернутым объективам (2.2.), получил такого монстра. Рядом для сравнения китовый D40:

15. Nikkor 50мм 1,4 + Nikkor 70-210мм 4-5,6 + 3кольца. Глядя на это сооружение, хочется плакать:


На самом деле, фотографировал этот "шЫдевр" на телефон, поэтому по факту провисание всей конструкции не такое большое. Но все равно, сразу вспоминается этот момент из "Пиратов Карибского моря":


Несколько примеров ткани, снятых на этого монстра (Рис. 15):

16. Тюль с минимальным увеличением (70мм):


17. Он же с максимальным увеличением (210мм):


Удлинительные кольца с фиксом 50мм. По качеству и степени увеличения был моим любимым бюджетным вариантом:

18. Nikkor 50мм 1,4 + 3 кольца:


Пример снимка, сделанного на такую конструкцию:

19. Снято на Nikkor 50мм 1,4 + 3 кольца:


20. Для сравнения, снято на Nikkor 105 mm 2.8 VR Micro:


Лично я разницы не вижу. В итоге, с помощью трех удлинительных колец и стандартного объектива Nikkor 50мм 1,4 получаем макрообъектив, по качеству и масштабу практически не уступающий специализированному макрообъективу Nikkor 105mm. При этом, стоимость получается в два раза меньшая.

1.4. Линза на объектив. Я использую Raynox m-250. Вернее, это маленький объектив, т.к. конструкция состоит из нескольких высококачественных линз из просветленного стекла (3 элемента в 2-х группах). Вызывает одни положительные эмоции:
- быстросъемное крепление на объективы от 52 до 67 мм
- увеличение 8 диоптрий (х3 раза)
- качественное изображение

21. Raynox m-250:


А уж если к предыдущему комплекту добавить линзу, то получится вообще красота!

22. Nikkor 50мм 1,4 + 3 кольца + Raynox m-250:


1.5. Макрообъектив. У меня это Nikkor 105 mm 2.8 VR Micro. Позволяет снимать макро с масштабом 1:1. Использую как 3 в 1:
- Очень классный портретник;
- Слабенький телевик;
- Ну и собственно, макрообъектив.
Минус только один - цена.

23. Nikkor 105 mm 2.8 VR Micro:


24. Пример фотографии, полученной с помощью Nikkor 105 mm 2.8 VR Micro:


1.6. Никоновский объектив для микроскопа Nikon CFI plan achromat 10x.

25. Nikon CFI plan achromat 10x с переходным кольцом на 62мм:


Он через переходник стыкуется с передней линзой какого-либо объектива. Я пробовал стыковать с Nikkor 105мм, но увеличение показалось мне недостаточно большим. Поэтому остановился на варианте его стыковки с Nikkor 70-210мм.

26. Nikon CFI plan achromat 10x + Nikkor 70-210мм:


При этом, масштаб съемки достиг 13:1. Для неспешной съемки дома использую именно эту связку. Для стека приходится делать, в среднем, 100 кадров.

1.7. Использую моторизованные рельсы Cognisys StackShot Macro Rail. Они позволяют задать все необходимые для съемки стека параметры и самостоятельно управляют фотокамерой. Я могу спокойно уходить и пить чай.

27. Cognisys StackShot Macro Rail:


28. Сейчас дома процесс выглядит подобным образом:


В качестве рассеивателя служит обрезанная бутылка из-под кефира.

Для съемки живых объектов использую Nikkor 105 mm + Кольцо 30мм + Raynox m-250. Фотографирую всегда с рук при диафрагме 25 (а иногда, о ужас, закрываю до 29!). Полный кадр он такой. Подсвечиваю одной или двумя вспышками. Если объект позволяет, то делаю несколько кадров, потом в Photoshop объединяю резкие зоны этих кадров вручную.

2. Примеры фотографий



29. Перевернутые объективы Nikkor 50мм 1,4 +70-210мм + 2 кольца:


30. Механизм наручных часов. Nikkor 105 mm + 3 кольца + Raynox m-250:


31. Бабочка. Nikkor 105 mm + 3 кольца + Raynox m-250:


32. Крыло бабочки. Nikkor 70-210мм + Nikon CFI plan achromat 10x:


33. Клетки лука:


Фотографии живой природы с помощью Nikkor 105 mm + Кольцо 30мм + Raynox m-250.

34. Милая лапка шелкопряда травяного:


35. Стрелка чашеносная:


36. На что не пойдешь ради хорошего кадра! Пока этот вампир высасывал из меня драгоценную жидкость, я успел сделать около пяти кадров:


37. Нимфа сеноеда из отряда Psocoptera:


38. Просто муравей:

Tags: 2015, macro, photoequipment, макро, макроконспект, опыт, фотооборудование
Subscribe

Posts from This Journal “опыт” Tag

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 26 comments

Posts from This Journal “опыт” Tag